aes_si (aes_si) wrote,
aes_si
aes_si

Category:

ВКЛ/ВЫКЛ

Примечательно, что в ВКЛ несколько десятилетий в XV веке входили даже тульские земли (Белевское княжество). Причем, что самое забавное, хотя потом оно и было "переподчинено" Москве, до второй половины XVI века им продолжали управлять магнаты, литовские старосты, выходцы из Волыни, которые в советской/постсоветской историографии фигурируют как "деятели из истории Украины", например Дмитрий Вишневецкий, более известный как "создатель Запорожской Сечи". То есть просто "вассалитет" тут не прикрутишь никак, речь идет о 100% системной интеграции.

Ну, то, что по завещанию Василия II сама Москва отдавалась его деду, Великому Князю Литовскому Витовту, но затем что-то в очередной раз пошло не так, это уж скучный вторник. Однако и это зачем-то считается "вассалитетом". Т.е. если вокруг 1990-е, и я боюсь, что меня завтра грохнут на базаре, и прошу свою бабушку присмотреть за женой и детьми и их квартирой, то это "вассалитет", ага. А бабушка – сеньор и чорный властелин.

Интереснее другое. Почему при всем при том католизация Московии имела столь незначительную глубину. Очевидно, дело тут в том, что основная волна католизации Восточной Европы пришлась на Контрреформацию, т.е. происходила уже после "Смуты" и потому уже никак не могла затронуть отложившуюся литовскую марку aka Россiю. Религиозная же карта восточных окраин ВКЛ в XV веке – предмет слабо изученный, если не сказать больше. Чем было христианство на маргинумах Европы до XVI века (т.е. до начала, собственно, "Реформации"), мы знаем очень плохо. Опять же разные проговорки вроде замечания итальянцев после укрощения Новгорода Грозным, что теперь-то еретики новгородцы, наконец, вернулись во вселенскую Церковь, не могут не радовать. Прокси такое прокси.

Плюс несколько любопытных свидетельств о нравах в этническом "ядре" Литвы:


ПОЛИАНДРИЯ, ПОЛИГИНИЯ И ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ В ЛИТВЕ XVI ВЕКА

Литва примыкает к Польше и большей частью покрыта болотами и лесами, и поэтому не так просто туда добраться, особенно на лошадях, кроме как в зимнее время, когда болота и озера покрыты льдом, и снег лежит в стране. Ведь обычно там торговцы двигаются по воде как по морю и ориентируются только по звездам или по компасу, потому что другой никакой дороги там нет. Литва имеет мало городов и деревень.
Её богатство составляет скот и меха разнообразных животных. Воск и мёд имеют они сверх меры. Они (литовцы) не пользуются деньгами. Мужчины позволяют, чтобы их жены имели любовников, которых они называют помощниками брака. Однако если мужчина имеет еще одну женщину кроме своей законной жены, это считается предосудительным. Они очень просто разрывают брак при согласии обоих и женятся с другими. По религии в Литве есть много тех, что ведут богослужение на греческий манер. Также среди них там ещё можно найти некоторое количество язычников, которые поклоняются идолам.


Себастьян Мюнстер, "Космография" (1545 г.)

Итак, в Верховой Литве у аукшайтов в XVI веке существовала нормативная полиандрия на манер тибетской, а полигиния порицалась. В то же время у жемайтов была распространена как раз полигиния. Чересполосица нравов весьма характерна для реликтовых состояний. В тех же Гималаях в одной долине один семейный уклад, а в другой – прямо противоположный. Два мира – два Шапиро:

Земля Жемайтия лежит на севере, примыкает к Литве, Пруссии и Лифляндии, она окруженная лесами и реками и является холодным краем.
Люди там - изрядные и высокие, однако грубого и свирепого нрава. Они питаются малым количеством пищи, пьют воду, изредка пиво или также медовуху. Некоторое время назад они не знали ни золота, ни серебра, ни железа или даже вина. Мужчина может иметь много жен... Народ там склонен к волшебству [Космография +1598: "к грабежу"], и помимо прочего они поклоняются огню. Ведь они считают, что он создан святой и вечной вещью. Он был заложен на высокой горе одним священником, который все время подбрасывает дрова. Король Владислав поскакал к башне, в которой был огонь, и погасил его, и приказал вырубить те деревья в лесах, которым они поклонялись. Потому что они полагали, что лесные птицы и дикие звери там являются священными. И если кто-то шел в лес и что-то там портил, то ему черт выкручивал руки и ноги, поэтому они были очень удивлены, что польские слуги не имели ничего против того, чтобы порубить деревья. Они также имели огненные печи в лесах, для каждого пола отдельно, на которых они сжигали умерших с лошадьми, седлами и с лучшей одеждой. Они также ставили там кресла и клали на них выпечку в виде сыра и выливали медовуху на печь, по своей вере и глупости считая, что души умерших приходят ночью и питаются там.


(Там же)

См. также О подлинно традиционных семейных ценностях на Руси
См. также Ковровые бомбардировки Зевесами
Tags: Европа, Литва, Россия, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments