aes_si (aes_si) wrote,
aes_si
aes_si

Categories:

Отель "У Погибшего Туриста" действует как минимум с XIV века



Я вознамерился было из Булгарии съездить в страну мрака; но не надеясь получить от того большой пользы, оставил свое намерение. Оная страна отстоит от Булгарии на сорок дней, и ездить туда можно не иначе, как на маленьких тележках, ведомых собаками.... Странники, после сорокадневного путешествия через пустыню, останавливаются во мраке; каждый кладет привезенные товары, и все идут в гостиницу. На другой день возвращаются осведомиться о товарах, вместо которых находят меха... Ежели купец доволен тем, что положено за его товар, то он принимает; в противном случае же случае оставляет товар и меха, с тем чтобы к последним на другой день было прибавлено, или же уносит меха, а товар свой оставляет. Таким образом производится у них покупка и продажа. Отправляющиеся туда путешественники сами не знают, с кем ведут торговлю, с духами, или с людьми, ибо никого не видят.* (Ибн-Баттута, De Mohammede Ebn Batuta, Arabe Tingitano ejusque itineribus)

"40 дней на собаках от впадения Камы в Волгу" – это как раз до истоков Печоры, т.е. район г. Отортен. Там и в XVI веке была гостиница "Strupili" (видимо, искаженное "срубили"), и сейчас на отрогах есть печально известный ** сруб:

Те, кто писал этот дорожник, говорили, что они отдыхали между устьями (местами впадения притоков в Печору – прим.) рек Щугора и Подчерема (Potzscheriema) и сложили привезенные с собой из Руссии припасы в соседней крепости Strupili, которая расположена у русских берегов на горах справа. (С. Герберштейн, "Записки о Московии")

...берег Печоры был местом традиционного торга между зырянами (коми) и вогулами (манси), куда позднее пришли и русские (новгородские) купцы. Здесь ныне стоит коми поселок Кырта (около 64° с. ш. и 58° в. д.). Следов поселений в XIX в. в этом районе не знали (Мартюшев А. М. Коми народ как объект московской завоевательной политики в XIV—XV веках // Записки Общества изучения Коми края — Усть-Сысольск, 1928. — Вып. 1. — С. 75). Топоним Струпили по другим источникам неизвестен. (Комментарии к "Запискам о Московии")

При внимательном прочтении Герберштейна, однако, "следы поселений" следует искать отнюдь не в административных границах Республики Коми, а непосредственно на хребте, т.е. на стыке административных субъектов, где они и обнаруживаются, хотя и не без труда:

А ведь действительно, была изба прямо на Отортене. Но... за сто лет до известных событий:
2.1. Lunt kusep schahl, гора в верховье р. Лозьва...
2.2. Kurikov kvall, изба на сев. стороне г Лунт-Кусэп-Шохл. Регули зачеркнул этот топоним, но прочитать его возможно: *Куриков квэл (манс. кол, квэл `дом, избушка', Куриков — фамилия манси), т. е. «Избушка (или шалаш) (мансийского охотника) Курикова», Регули встречал его в пос. Всеволодском [Регули, 2008, 20].
(Никанор Босой по Секей Г. Б., "Топонимия верхнего течения Лозьвы и прилегающих территорий")

Итак, 700 лет, одни и те же места, одни и те же тропы. Разумеется, мы не утверждаем, что нынешнему "мансийскому" срубу или срубам вокруг Отортена по 7 веков. Они, безусловно, неоднократно переносились и перестраивались, не покидая однако, границ района, который с древнейших времен является местом встречи.

Любопытно, что один из старых эпитетов Мир-Сусне-Хума – Купец. Известно и записано в 1947 г. в селе Низямы у реки Обь "Сказание о Мир-сусне-хуме — Желанном Богатыре, Купце Нижнего Света, Купце Верхнего Света", которое повествует о путешествии героя в иной мир с торговой миссией. Оно считалось священным, потому что слушать его можно было только посвященным – женщины не допускались в дом во время исполнения мифа. Все это лишь в очередной раз подтверждает ноцию, высказанную Рене Геноном, о том, что никаких "примитивных" племен на самом деле не существует, а есть лишь деградировавшие от более высокого состояния. Давно хорошо известно, что обские ханты и обитатели берегов Вишеры были вовлечены в активную меновую торговлю с булгарами и Русью, но статус торгующего племени теперь должен быть распространен и на верх-лозьвинских манси, которые якобы находятся в стороне от торговых маршрутов, в "глухом углу", и в настоящее время представляют собой самое жалкое зрелище вымирающего реликта, живущего в некоем подобии резервации, и даже на полуизолированные северо-сосьвинские группы. В действительности, как мы видим, истоки трех великих уральских рек, приуроченные к печально известным снеговым вершинам нынешней Свердловской области, являлись в то же время и средоточием торговой, а, следовательно, и логистической активности как минимум с эпохи Hochmittelalter и до наших дней.

Так, согласно одному из самых легендарных информантов в "дятловском" кругу проблем, т.н. "Полковнику" (Владимиру, начальнику РЛС на г. Чистоп):

за Отортеном на север км 18-20 жили лесные дикие манси, ходили с колокольчиками в косах (мужики ходили с косами и заплетали в них колокольчики) Они в люди не выходили, а то, что им надо – им выменивали цивильные манси. Я их один раз видел, приходили выменивать наши парадные шинели на шкурки соболей, они из шинелей шили свадебные наряды, а повседневные шинели у манси идут на малицы.

что полностью соответствует сведениям, полученным при допросе А.В.Горбушина и переданным им от манси Курикова (который сам на своем допросе эти сведения решил отрицать):

Куриков сказал, что около святой горы, где эта гора находится он не сказал, живут пять человек остяков. Они как дикари, не дружат ни с манси и не с русскими людьми. В г. Ивдель они никогда не бывают. И эти остяки могли убить туристов из-за того что они туристы хотели взойти на святую гору или из-за того что подумали, что туристы могли убить их оленей и лосей, которыми они питаются. Куриков высказывал только предположения свои, а как получилось на самом деле он Куриков не знает. Но ранее Куриков этих дикарей остяков видал, но давно несколько лет тому назад.

Сопоставив все эти сведения, нетрудно заметить, что именно род Курикова и поддерживал сношения с "заотортеновскими" (т.е. северо-сосьвинскими) "дикарями" и являлся владельцем последней или предпоследней имплементации "гостиницы", выполняя торгово-посреднические функции.

____
* Это достаточно распространенный в Премодерне способ меновой торговли между человеческими на взгляд Модерна группами (далеко не всегда, впрочем, полагавших друг друга онтологически человеческими) тем не менее приобретает достаточно зловещий дополнительный оттенок в свете того бэкграунда, который формируют имеющиеся сведения о т.н. народах Йаджудж и Маджудж.

** https://www.vesti.ru/doc.html?id=2708327&cid=7
Tags: Евразия, север, традиция
Subscribe

  • Гумилевизируем британскую историю

    Великобритания начала разваливаться вовсе не в 2016 году и даже не в 1947, а еще в 1867 – с первых ирландских восстаний. Ирландцам, переходящим в…

  • Эра Эра Гамалея!

    Laudate omnes gentes laudate Magnificat en secula Et anima mea laudate Magnificat en secula Vaccination living after vaccination When this people…

  • Current 93 – Под ярко-жёлтою луной

    Теряю я себя и грежу о мирах, сокрытых меж твоих перстов. Спасения ищу в твоих зрачках и вижу удивительные сны – сны о лесах и снежных крепостях,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments