aes_si (aes_si) wrote,
aes_si
aes_si

Седой Шангшунг

Мало кто знает, но главный теоним Урала до сих пор доступен. Это один из "сыновей" верховного божества циркумполярных народов Евразии Нума (Неба) – Нёр-Ойка.

Всего источники называют семь "детей" Нум-Торума – 1) Мир-Сусне-Хум (Митра), 2) Полум-Торум (хозяин Пелыма), 3) Ас-ях Торум (хозяин обской дельты), 4) Ай-Ас-Торум или Старик-Щука, хозяин верховьев Оби, "главрыба" (тот самый "шайтан", которого Ж.Кальмель, начитавшись Жана Бернара Мюллера, "сдал" Генону), 5) Тахткотиль-Торум (Старик-Жаба, хозяин Северной Сосьвы, "главрептилоид"), 6) Казым-ими, властительница священного озера Нум-То (получившая некоторую известность за пределами ХМАО после выхода "Ангелов революции" Федорченко). Седьмым (в каноническом счете – третьим) выступает Нёр-Ойка (букв. Старец Горы) или Нёр-Торум – главный дух Главного Уральского хребта, давший рефлекс в секулярном поэтическом языке русских ("Седой Урал").



Он является хозяином и покровителем оленьих стад, поскольку обские угры не жили в горах, а использовали их для каслания (отгонного оленеводства). Ему при необходимости приносили в жертву белого олененка; в представлениях манси, одежда и обувь Нёр-ойки были выполнены из белого меха. Главное святилище Нёр-Ойки находилось на озере Турват, у подножья главной священной горы манси и южных хантов – Ялпынг-Нёр, в истоках Северной Сосьвы.

Тем интереснее, что тибетцы-бонцы имеют (Stein 1954 in Hummel 1962) культ Белого Старца (не путать с Шенла Одкаром [Бог-Жрец Белый Свет], которого скорее следует сопоставлять с Мир-Сусне-Хумом – Митрой).

Белый Старец был известен под разными именами, чаще всего как Король (гьялпо) Пехар (pe har rgyal po) и рассматривался как главный дух-защитник (класса гьялпо, таким образом) Шангшунга – родины бон.

У Нёр-Ойки есть и жена Нёр-Эква (Old Lady of Mountain). Пехар также имеет спутницу – Дю За Мин Кар (bdud gza smin dkar), из имени которой мы заключаем, что это взрослый (smin) женский дух (gza – Принцесса) класса bdud (мара) белого цвета (dkar).

Согласно другим тибетским источникам, даже более интересным с уральской точки зрения, первичная локализация Пехара производится не в Шангшунге, а на берегах озера Байкал среди народа Бхата Хор.

Бхата Хор отождествляется с группой племен ("крылом") Уйгурского каганата, с которым Тибет вел войну (сейчас трудно поверить, что тибетские войска могли выйти к Байкалу, но в VIII веке это произошло). Согласно внутренней мифологии школы Кагья, Пехар был главным демоном Бхата Хор, противостоящим тибетцам. Падмасамбхава призвал Пехара с берегов Байкала в Лхасу и подчинил его, в результате чего тот "поселился" в монастыре Самье, став дхармапалой-оракулом:



Однако есть и та версия, что в действительности включение тюркского теоса в лхасский пантеон состоялось значительно позже, не во времена войн с уйгурами, а во времена монгольского протектората, а Падмасамбхаве заслуга покорения демона была приписана "задним числом". Это объясняет, почему услугами Пехара активно пользуются гелугпинцы (в том числе Далай-лама), которые как раз формировались в то время.

Таким образом, Пехар считается буддистами эманацией, а бонцы помещают его в Шангшунг, что типично для хода мыслей тех и других.

Но если исторически Пехар имеет сибирское происхождение, это меняет все дело, поскольку он может происходить из Тюркского каганата (осколком которого являлся Уйгурский), от савиров и им подобных племен, а именно они являются главным претендентом на контактную по отношению к обским уграм тюркскую группу с востока, ассимилировавшуюся позже в кыпчакской среде и дошедшую до нас под ложным именем себерлер ("сибирских татар").

Это делает сближение Нёр-Ойки и бонского Пехара еще более обоснованным.
Tags: Евразия, Тибет, религия, север, язычество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments