aes_si (aes_si) wrote,
aes_si
aes_si

Categories:

Сколько на самом деле существуют поволжские немцы

В различных источниках говорится о существовании на территории Хазарии, в дельте Волги, некоего города Саксин, еще более загадочного, чем Итиль. Саксин упоминается арабскими географами XII— XIV вв. Первым описание Саксина оставил арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати, посетивший Поволжье в XII веке. Одно из последних упоминаний датируется началом XIV века и принадлежит аль-Омари, составившим свой рассказ со слов побывавших в городе купцов. Среди прочего, о саксинцах есть упоминание в докладе францисканца Бенедикта Поляка, сопровождавшего в 1246 году Плано Кaрпини в поездке через лагерь Батыя к берегам Волги:

братья, которые шли через Команию (Куманию - страну половцев), имели справа от себя землю саксинов, которых мы считаем готами, и которые являются христианами; далее, аланов, которые христиане; затем газаров (хазар), которые христиане; в этой стране находится Орнам, богатый город, который татары захватили, затопив его водой; затем циркассов (черкесов), которые христиане; далее, георгианов (грузин), которые христиане». Benedictus Polonus (изд. Wyngaert 1929: 137—38)

Конечно, при упоминании о Саксине и "саксинцах" в голове начинают вертеться саксы и саксонцы, и это неспроста.

Во всех тюркских языках существуют аффиксы притяжания, устанавливающие принадлежность. Аффиксом притяжательного падежа является -ин/-ын. Если только допустить, что в названии Саксин мы сталкиваемся с притяжательным падежом булгарского морфологического ряда, то получится, что Саксин - это не больше и не меньше, чем "Саксонский".

Другой вариант происхождения того же окончания даже еще более простой: это множественное число в некоторых иранских языках и в немецком (-an/-en) По этому принципу было образовано иранское название Итиля – Хазаран (букв. "много хазар"). Название, построенное по этому же принципу, помимо самой Саксонии (Sachsen) имеет Шакашен (греч. и лат. Сакасена) – историческая область на территории современного Азербайджана, некогда населенная западной ветвью саков – пероначально восточно-иранского союза кочевых племен, не принявших откровение Авесты, враждовавших с авестийскими ариями на уровне самого языка, и впоследствии частью перешедших в буддизм (хотано-саки Тарима). О каспийской Сакасене см. у Страбона в "Географии", гл. 29 "Восточные скифы и массагеты". Собственно, сам основатель буддизма был из рода Шакья, который убедительно отождествляется с саками (вопреки тому, что понаписано на данный момент в русской Википедии).

Шэрон Тёрнер и вслед за ним Георгий Тележко предлагают бросить валять дурака и признать происхождение германского племенного союза саксов от иранского племенного союза саков путем прямых или обратных ассимиляций различных северо-европейских групп (в основном балтских и кельтских).

Тем любопытнее выглядит немецкая колонизация Поволжья в XVIII веке, как раз там, где когда-то был город Саксин. Совпадение тем более поразительно, что территории поволжских немцев граничат с областью седентеризации калмыков - единственных представителей тибетско-буддистской традиции гелугпа в географической Европе. Получается, что Екатерина восстанавливала традицию германского присутствия в Поволжье, на землях, отнятых у кыпчаков и ногаев – тюрков, старшие братья которых – уйгуры – уничтожили буддистский Хотан. Калмыки-буддисты же и были закоренелыми врагами ногаев, а администрация у калмыков состояла как раз из саратовских немцев!

Прибавим к этому интерес немцев (часто не вполне здоровый) к культуре Тибета, буддизму и Блаватской (по одной из линий родом из Саратовской губернии). Тут действительно есть над чем задуматься.


ПОВОЛЖСКИЕ НЕМЦЫ, XIII век

Кроме того, Этилия (Вoлга) образует еще четыре меньших рукава, так что мы переправлялись через эту реку на суднах в 7 местах. При среднем рукаве находится город, по имени Суммеркент (Самар?), не имеющий стен; но когда река разливается, город окружается водой. Раньше чем взять его, татары стояли под ним 8 лет. А жили в нем Аланы и Саррацины. Там мы нашли одного немца с женой, человека очень хорошего, у которого останавливался Госсет.

[Г. де Pубpук, 1253 (через несколько лет пoсле стpашлoужаслoгo мoнгoльcкoгo нашествия, не оставившего камня на камне... от истории Карамзина)]
Tags: Германия, Россия, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments