aes_si (aes_si) wrote,
aes_si
aes_si

Categories:

Некоторые данные иудейской традиции о "снежном человеке" так называемом

И сказал затем Шимон:
– Увы слепоте сынов человеческих! Ибо они не знают, что земля полна странных невидимых существ и скрытых опасностей. Если бы только они их увидали, то удивились бы, что сами существуют!
("Извлечения из Зогар" А. Волохонского)

И чтобы не закалывали более жертв своих косматым, за которыми они беспутно (следуют). Законом вечным будет это им для их поколений. (Ахарей Мот)

‏עוֹג

Согласно ТаНаХу и мидрашам, гиганты не только выжили в Потопе, но и основывали правящие династии (см. Ог: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ог), и так продолжалось по крайней мере до окончания пророческой миссии Моисея... При Давиде гиганты-полукровки в Ханаане еще встречались, но уже на "вторых ролях" (в армии филистимлян и т.п.). Кем они были и каким образом они соотносятся с данными еврейской демонологии? Информации много, она весьма путанная (что и подобает теме), так что разобраться в ней совсем непросто. Но мы попробуем.


НОАХ И КОСМАТЫЕ

Согласно раву Эссасу, Ноах взял с собой в Ковчег т.н. "косматых" - шейдим (в ашкеназском произношении, иначе "шедим"):

Q: "Шолом, уважаемый рав Эссас!
У меня несколько вопрос к главе Ноаx...
Ной взял от всего живого - Раши даёт комментарий, что это были бесы. Что это за существа и когда они были созданы?

A: О повелении Всевышнего привести в ковчег «представителей» всего живого в Торе сказано: «…и от всего живущего, от всякой плоти, по два введешь в ковчег» (Берешит, гл. 6, ст. 19).

Зачем здесь дается повтор (сначала сказано - «от всего живущего», потом - «от всякой плоти»)? Этот «повтор», на первый взгляд, может показаться излишним; но мы знаем, что в Торе ничего лишнего нет. Раскрывая значение этого «повтора» Устная Тора сообщает: в ковчег вошли и шедим (духовные субстанции; ед. число - шед), которые были созданы в последние секунды шестого дня Сотворения мира (перед «первым шаббатом»). Они были сотворены, как души, но - без тел, без плоти (Мидраш Раба, Берешит, раздел 31).
Не вдаваясь в подробности, скажем здесь, что шедим - часть «механизма обеспечения» свободы выбора человека. Постоянно, скажем так, «подкачивая», йецер а-ра (потенциал неправильных действий), они заставляют человека активизировать свой йецер а-тов (потенциал положительных действий), чтобы одерживать духовные победы.
Созданием шедим завершился процесс Сотворения мира, и можно было сказать: «И проявилось все, что создал Творец. И вот все это - очень хорошо» (Берешит, гл. 1, ст. 31; в уточненном переводе).
Напомним, что в ковчег Ноаха вошли люди и существа, не «исказившие Волю Творца», то есть в каком-то смысле - духовно не испорченные. Пребывание шедим вместе со всем живым было необходимо, чтобы «механизм» свободы выбора ни на мгновение не останавливал свою деятельность.
Отметим попутно, что весьма неудачный перевод, трансформирующий понятие шедим - в «бесов», уводит нас в сторону и вызывает неверные ассоциации. Ведь все мы выросли в среде христианской культуры, где слово «бес» имеет другое значение, лишь отдаленно и искаженно напоминающее суть понятия шедим.
(ответы рава Эссаса)


ПРОТИВОРЕЧИЯ С ДАННЫМИ РАВА ЭССАСА

Рав Эссас: Они были сотворены, как души, но - без тел, без плоти.

Однако каббалисты считают, что люди, ангелы (Элохим) и демоны (Шейдим) состоят из различных комбинаций kli (сосуд для получения света), or (света) и pgam (ущерба). Элохим сотворены из kli и света. Шейдим — из kli и pgam. А люди — из kli, света и pgam.

Рав Эссас выдает информацию что называется "по капле" и к тому же искаженную. На самом же деле ашкеназим почти дозрели до полноценной классификации феноменов - пусть и не тибетской глубины, но уже вполне латинской:

рухес - spiriti
шейдим - satyri
диббукэс - manes
клипэс - larvae

И материальность у всех разная, и эффекты разные, как "мания" отличается от "сатириаза". Шейдим как раз частично материальны.


АНДРЕЙ ЧЕРНОВ

Нам часто задают вопрос: как поступать с шейдим?

Короткий вариант ответа: по ритуалу * - поймать двух, одного убить, второго отпустить обратно, чтобы рассказал своим остальным, и они сюда не совались.

Развёрнутый вариант. Обратимся к источникам и конспектам раввинов. (Христиане, в отношении вашей урезанной демо-версии продукта данная информационная услуга не предоставляется (кроме Ис 13:21). Спрашивайте и приобретайте полнофункциональную версию в ближайшей синагоге вашего города.)

Имеются в виду "шейдим", черти. Некие специальные вредители, созданные во второй день Творения (у Эссаса - на шестой - прим.). Те, кто умел их "заклинать", могли заставить их работать (носить воду, например).

"Сказал Шломо мудрецам, как сделать? Ответили ему: есть червь Шамир, которого принес Моше для камней эфода. Он спросил: как мы его найдем? Они ответили: возьми шед и шейда и заставь их открыть тебе."
"Приносили жертвы шейдим, бессильному, божествам, которых не знали, новым, недавно пришедшим, каких не страшились (ло сеарум, сеар - волос, т.е. волосы не становились дыбом) ваши отцы."
(Раши: и можно также истолковать это "и косматые /перевод JPS: satyrs/ будут скакать там." Ис 13:21, ваши отцы не делали таких косматых)

Приводить цитаты и дальше лишь покажет, как далеко зашла керигма в пиджинизации источников в демо-версии, и может оскорбить чувства христиан. Гораздо больше сведений обнаружилось в исследованиях ученого гебраиста, раввина Йонах бен Аарона. Ученый раввин рассказывает о тех многочисленных "гиборим", "сеирим", "шейдим", "волосатых", "разрушителях", "могучих существах охоты", которые были для древних евреев так же обычны, как другие звери пустыни.

Эти "косматые" в книге Йонах бен Аарона настолько человекоподобны, что в случаях близкого общения с людьми были способны к скрещиванию (тот же Исав, например, как отдаленный результат подобного общения). Область обитания ограничена Синайским полуостровом и югом Египта. "Во время пребывания евреев в Египте "волосатые" оказались каким-то образом тесно связанными с ними (вроде прирученных охотничьих животных?), при этом, похищая их детей, нападая на них, так что евреям приходилось от их обстрела швыряемыми камнями укрываться в ямы, прикрытые ветвями, или скрывать свое местожительство".
(Андрей Чернов)


СГУЛОТ ЙЕГУДЫ А-ХАСИДА

Мы продолжаем знакомить вас со сгулот, написанными в Завещании раби Йегуды а-Хасида из Регенсбурга. На этот раз указания, которые приводятся, касаются жилища. Итак, если вы затеяли капремонт, стоит учесть одно из них:

"пусть не закладывает человек оконный или дверной проем наглухо, чтобы не повредили ему шейдим, ибо принято у них выходить через эти проемы; (что следует сделать?) Проделать небольшое отверстие (в том материале, которым он закрывает проем)"




У Йегуды а-Хасида шейдим, таким образом, нематериальны или иноматериальны, что можно объяснить тем, что Йегуда жил в XII веке, и его интерпретации и терминология были весьма далеки от исходных. Но с тем же успехом подобные указания можно объяснить и "пограничными" свойствами самих шейдим.


НАИБОЛЕЕ АВТОРИТЕТНЫЕ ДАННЫЕ КНИГИ ЗОГАР

<В то время были на земле исполины> ...они, действительно, могут принимать всевозможные облики, ибо явившись с небес, становятся плотными, как воздух, и тогда они принимают образ человека... Позднее они пошли блуждать вслед за женщинами и существуют до сего дня, обучая людей магии. ("Извлечения из Зогар" А. Волохонского)

Мы читаем, как Бог сказал о Соломоне: <Я накажу его жезлом мужей и язвами сынов человеческих> (2 Цар., гл. 7, ст. 14). Эти <язвы сынов человеческих> суть демоны. Они были созданы как раз в миг освящения Субботы ** и оставлены без тел. Это создания неоконченные; они происходят с левой стороны, как шлак при золоте, и в силу того, что они не были окончены и оставались с ущербом, святое Имя в связи с ними не употребляется, и они к нему не стремятся, а напротив трепещут. Эти создания отвергнуты вверху и внизу и нет у них места ни там, ни тут. Можно спросить, видя, что они духи, почему эти существа не были завершены вверху? Ответ тот, что они не были завершены внизу, на земле, а поэтому не были завершены и вверху. Все они происходят с левой стороны, они не видимы людям и кружат вокруг них, чтобы принести им несчастья. У них три черты, общие с ангелами и три общие с людьми, о чем сказано в другом месте. Будучи сотворены, они оставались за жерновами расселины в великой бездне в течение ночи и субботнего дня. Когда же святость этого дня прекратилась, они явились в мире в своем незавершенном состоянии и стали летать во всех направлениях. Они очень опасны для мира, ибо посредством их поднялась вся левая сторона, огонь геенны стал сверкать и все обитатели левой стороны начали бродить по мирозданию. (Ibid.)


ПОДЫТОЖИМ

Знание первоисточников немедленно требует признать еще один немаловажный факт: черти не родственники ангелов. То есть вообще не родственники, ни с какой стороны. По крайней мере, если мы говорим о той ветви чертового рода, о которой ведет речь р. Иегуда га-Наси. (М. Бадхен, "Еврейская чертовщина")

Одна из допустимых интерпретаций как раз состоит в том, что шейды - земные (исторические, хотя и допотопные) потомки ангелов "Стражей" *** от браков с людьми, т.е. в сближении шейдим с нефилим. Их Ной согласно инструкции и подобрал вместе со зверками. При этом никто не отрицает, что вдобавок к этим могли быть еще и черти отдельно сотворенные - чертей много не бывает, но в Торе об этом ничего нет, остается обращаться к Зогар.


P.S. "ЭТО БЫЛ НЕ СОН - ЖИДО-МАСОН"

...в рассказе, дополняющем книгу Рут, говорится, что Боаз, когда обнаружил ночью около себя непонятно откуда взявшуюся женщину, «...ощупал ей голову, сказав: у духов нет волос». Выяснив, что волосы на месте, он приступил к расспросам: «Кто ты, девушка?» То есть наличие волос на голове у женщины доказывает, что перед нами не чертовка, а настоящая девушка. (М. Бадхен, "Еврейская чертовщина")

"У духов нет волос", и это при том, что основной эвфемизм для демона означает именно "косматый", "изобильный волосами", а ортодоксальные иудейки обривали головы? Этот антиномичный отрывок совершенно не вписывается в традицию и требует отдельного толкования. Только по этой причине мы приводим его здесь.

См. также Уничтожение целых стран "реликтовыми гоминоидами" так называемыми
См. также К переводу Исайи 13:21-22
См. также Жрецы Косматых

____
* После исхода из Египта евреи, по Йонах бен Аарону, перешли к расправе с "косматыми". Ученый раввин "...убедительно доказывает, что в описание обряда принесения в жертву двух козлов, из которых один подлежал закланию, а другой - отпущению в пустыню ("козел отпущения"), вкралось текстологическое и смысловое искажение: слово "сеирим" было заменено словами "сеирей изим" (волосатые козлы), хотя домашний козел, конечно, не обитает в пустыне и не уйдет туда, сколько его ни отпускай с людскими грехами. (Андрей Чернов)

** Т.е. на шестой день.

*** Кстати, в Армении существует (хоть и в развалинах) целый христианский (и второй по почитаемости в Армении) храм, посвященный... падшим ангелам. Он так и называется Zvartnots, т.е. "Стражи". Казалось бы, вот раздолье для анти-архонтической критики, но доморощенные гностики как обычно не знают и не видят того, что валяется у них под ногами на советской их земле. Освящен византийским императором Константом II.
Tags: иудаизм, традиция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments