aes_si (aes_si) wrote,
aes_si
aes_si

Category:

О создании сущностей



Язык часто создает богов и демонов (и в этом смысле слово "язычество" может приобрести совершенно новое звучание – не только "религия одного языка", но и "религия, созданная языком"), но плохо ли это? Не следует ли поддержать этот эффект? Да, поддержать...

Например, самая известная легенда Марокко – о демонице по имени Айша Кандиша. Предположительно, этимологическая обертка демоногенеза Айши Кандиши такова:

Айша (сокращение от Алмайша, "живущая") – ныне обычное женское мусульманское имя, утвердилось в арабском именнике благодаря Айше бинт Абу Бакр – третьей и самой юной жене Пророка Мухаммада. У радикальных шиитов данное имя проклинается, причем часто оно проклинается на пятничной хутбе (проповеди), т.е. еженедельно. Марокко было окончательно исламизировано шиитской партией Идриса, правнука Хасана ибн Али. Именно Идрис основал город Фес. Поэтому имя Айши проклиналось в Марокко с самых ранних дней Ислама и постепенно "отслоилось" от хутбы в отдельно воспринимаемую демоническую сущность.

"Кандиша" – это куда боле поздняя добавка к этому имени, первоначально гонорифик испано-португальского происхождения от "condessa" (графиня). С какими событиями связано появление гонорифика на основе европейского дворянского титулования, сказать сложно, однако стоит заметить, что в Clavicula Salomonis и т.п. гримуарной литературе (весьма популярной в сефардской среде) демонические формы носят именно европейские аристократические титулы. Также в Португалии и Галисии существует "зеркальное" предание о Мурской (маврской) принцессе (Princesa Moura) – нумене, "прикреплённом" к заброшенным после Реконкисты мусульманским касбам.

Кроме того существует довольно слабая версия о контаминации этого гонорифика с ивритским К(а)деша – "святая".

Но дальше больше. В традиции магрибинского суфийского ордена Буффи, Айша Кандиша лишь одна из множества демониц по имени Айша, и каждая из этих демониц в свою очередь имеет множество ликов. Различные варианты имени Айша Кандиша по всему Магрибу, такие как Айша ас-Суданийа ("суданская Айша) или Айша аль-Бахрия ("морская Айша") рассматриваются в ордене Буффи как отдельные сущности.

Казалось бы, перед нами типичное "распухание языка", и следует предпочесть редукцию. Но задумайтесь: любой, даже самый мелкий демон бесконечно более свободен, чем человек, бесконечно менее ограничен. Демонический мир также бесконечен на человеческий взгляд. Неужели на любое звукосочетание не найдется своего бога или демона? Конечно же, найдется. С традиционной точки зрения потому следует предпочесть именно "платоновскую" тенденцию придавать отдельное существование даже "очевидным" (для картезианского редукциониста) языковым артефактам. Это не только более удобно в оперативном плане, но и метафизически более верно. Поэтому деревенские суфии совершенно здоровы, а болен – редукционист. Как и всегда.
Tags: Магриб, Средиземноморье, ислам, теория, традиция, язык, язычество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments